суббота, 16 апреля 2016 г.

Шаг третий

Коллеги! Работая в логике урока по ФГОС, займемся аналитической и прогностической деятельностью. Для этого  сделаем  третий шаг.

Шаг 3.. Изучаем группы планируемых результатов по ФГОС (личностные, метапредметные и предметные).  
Инструкция.
1. Изучите теоретический материал.
2. Посмотрите видеоматериалы.

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
·       личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции и др.;
·       метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
·       предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета и др.

Мы понимаем, что деление результатов образования на личностные, метапредметные и предметные весьма условное, ибо при строгом рассмотрении это вступает в противоречие с концепцией личностно-ориентированного образования,  и, в крайнем случае, может привести к отчуждению планируемого образования (предметного и метапредметного) от личности учащихся. Вот почему мы считаем, что все результаты образования являются личностными (и метапредметный результат, и предметный результат – это личностный результат деятельности обучающегося ребенка).
Предлагаю более подробно рассмотреть каждый из результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7.    формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8.  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9.    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10.   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Попробуйте самостоятельно  разделить личностные результаты на три группы в соответствии с типологическими признаками:
·       Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
·       Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
·       Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Метапредметные результаты
В ФГОС НОО под метапредметными результатами понимаются «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями». Понятно, что в соответствии с этими требованиями, учитель сегодня должен не только знать, что такое метапредметные результаты, но и планировать, обеспечивать, проверять и оценивать их.
Рассмотрим понятия «метапредметность» и «метапредметный результат». Начнем с анализа слова «метапредметность».
Итак, предмет — «категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляют в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи”. Применительно к педагогике приведем следующее определение: предмет – «это основная структурная единица учебно-воспитательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений».
Приставка  мета- как часть сложных слов имеет несколько значений, но в большинстве случаев она используется для обозначения более высокого уровня обобщения, универсальности, интегральности.  Так, метапредметная суть образования реализуется через деятельность, относящуюся к  фундаментальным и  узловым основаниям мира и человека.
Метапредметные (выходящие за рамки учебного предмета) функции присущи ряду понятий («число», «знак», «буква», «слово»), процессам («движение», «развитие») и категориям («пространство», «время», «человек» и др.) Когда ученик начинает познавать и понимать смысл мировых констант, он двигается к метапредметным основам бытия. В этом смысле  метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.
В логике ФГОС НОО метапредметные результаты как универсальные УУД формируются на базе одного, нескольких или всех учебных предметов  и применяются  как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой дея­тельности, в различных жизненных ситуациях.
Принцип метапредметности состоит также в обучении школьников «общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом…».  Метазнания – «знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; приемы и методы познания (когнитивные умения); способы использования знаний,свойств знаний. Метазнания лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Отметим, что в любом  случае метапредметность выступает как условие достижения высокого качества образования.
Универсальные учебные действия
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД) - инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса. Актуальной задачей становится обеспечение развития УУД как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания общего образования (наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия – это «обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель,  учебную задачу,  учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Заметим из практики, что метапредметные результаты чаще всего ассоциируются только с познавательной активностью школьников и (и это в лучшем случае) с умением работать с информацией. Тем не менее, в самом определении четко обозначено, что метапредметные результаты включают межпредметные понятия и освоенные учащимися универсальные учебные действия (УУД), подразделяющиеся  в соответствии с типологическими признаками на три группы:
·  регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность;
·  коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
·  познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Говоря о реализации деятельностного подхода, мы интуитивно понимаем значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативных УУД) и, конечно,  познавательных УУД.

По ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1)            овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)            освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)            формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)            формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)            освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)            использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)            активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8)            использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9)            овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)       овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)       готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)       определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13)       готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14)       овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15)       овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)       умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Не будем забывать,  что  универсальное учебное действие произрастает из предметного общеучебного действия, которое берет начало в предметном учебном действии. В начальной школе  готовить о метапредметности без применения к определенной образовательной области - пустая трата времени. Очевидно, что овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит  только в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Предметные результаты
Задание для самостоятельного изучения
Что касается предметных результатов. то  лучше всего обратиться в первую очередь  к стандарту ( пройдите по ссылке). Затем мы должны внимательным образом познакомиться с планируемыми результатами, разработанные на основе ФГОС авторами учебника,  по которому вы работаете.  

Рекомендую к просмотру

Обучение математике ФГОС НОО

Математика. Учебно-познавательная деятельность на уроках



Комментариев нет:

Отправить комментарий