Коллеги! Тема урока определа, цель поставлена, результаты запланированы. Теперь нам нужно подумать, а как мы проверим (узнаем, поймем), что получили тот или иной результат, что цель наша достигнута?
Сегодняшний урок посвящен оцениванию. Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации является одним из основных образовательных результатов на ступени начального общего образования. Но как научиться правильно применять оценивание на уроке в начальной школе? Как вовлечь обучающихся в процедуру оценивания? Чем мотивировать оценивание? Как сделать его объективным и прозрачным? Вопросы, вопросы...
Если спросить учительскую аудиторию, что такое оценивание, то после довольно долгого раздумья педагоги начинают высказывать предположения, порой очень далекие от истинного смысла понятия. Так, учителя зачастую путают оценку и оценивание, не понимают, что такое оценивание, считают, что это главным образом контроль со стороны учителя знаний ученика. Учителя довольно предсказуемы и при составлении перечня форм оценивания: контрольные, проверочные, тематические, самостоятельные, комплесные, итоговые работы, тесты. Методика применения этих форм тоже довольна типична: включи типовые задания, строго предупреди, чтобы ученики не списывали; можно хорошенько напугать (берегитесь, скоро контрольная!)... Надеюсь, что участники мастер-класса имеют в своем профессиональном багаже гораздо больше форм ответа на вопрос "Получили ли мы запланированный результат?"
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериям, соответствующим целям, содержанию, планируемым результатам образования. Суть критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности обучающихся осуществлять самостоятельную учебную деятельность, оценивать собственные возможности и учебные достижения, осуществлять взаимооценивание.
Но сегодня мы должны оценивать у школьников не только предметные результаты (это все в той или иной степени умеют), но и метапредметные: способность самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, работать в сотрудничестве... (СМ. раздел ФГОС НОО "Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"). Возникает противоречие, которое мы попробуем разрешить. Это потребует от нас не только изменения отношения к процедуре и смыслу оценивания, не только изменения позиции, роли учителя в оценивании, но и расширения арсенала педагогических средств оценивания. Более того, мы должны научиться оценивать не только конечный результат , но и способы деятельности! Так, например, чтобы оценить регулятивные умения обучающихся, мы должны предоставить ему определенную степень свободы в выборе образовательной траектории, способов деятельности и формы конечного продукта... Чтобы оценить коммуникативные результаты, мы должны создать ученику условия работы в команде... А как оценить приращение результата? В этом нам поможет формирующее оценивание.
Формирующее оценивание - это оценивание, которое проводится до и начала и во время обучения. Такой вид оценивания используется для того, чтобы оценивать потребности учеников, стимулировать самостоятельность и сотрудничество, отслеживать прогресс, проверять и демонстрировать понимание.
(Побробнее см. материалы для самостоятельного изучения.
3.См. документ по ссылке . Глава 6, часть 3).
Итак, рассмотрим цели, методы и инструменты формирующего оценивания.
Цели формирующего оценивания.
- Оценивание потребностей учеников.
- Поощрение сотрудничества и самостоятельности.
- Мониторинг прогресса.
- Проверка понимания и поощрение метапознания.
- Демонстрация понимания.
- Другие.
Методы оценивания
- Обсуждение, дискуссия, учебный диалог.
- "Дневник" изучения темы.
- Продукты учебной деятельности
- Взаимооценивание.
- Самооценивание.
- Портфолио.
- Другие.
Инструменты оценивания
- Графические органайзеры.
- Ментальные карты.
- Ленты времени.
- Другие.
Перечислим несколько наиболее важных для нашего мастер-класса методик.
1. Графический планировщик (таблица "Знаю - Интересуюсь - Уже умею/Узнал"). В начале изучения новой темы обучающиеся совместно с педагогом заполняют первые два столбца (Знаю – Интересуюсь) графического планировщика З-И-У. Его удобно подготовить в форме открытого для совместного редактирования обучающимися Google-документа). Для учителя – это своеобразный процесс познания своих воспитанников, для обучающихся – самопознания. Затем результаты обобщаются. Вывод должен мотивировать обучающихся к активной познавательной и продуктивной деятельности. Заполнение таблицы можно проводить в команде, коллективно обсуждая образовательные результаты, которые обучающиеся хотят получить в ходе проекта (столбец «Интересуюсь»), одновременно ранжируя потребности (формируя список приоритетов). В этом случае мы переходим к комплексной (интегрированной) оценке потребностей обучающихся, сочетающей мозговой штурм, визуальное ранжирование, аналитическую и прогностическую деятельность.
2. Интерактивное обсуждение проблемного поля (конкретной темы) с использованием технологических возможностей среды SMART Notebook или презентации Power Point с встроенным макросом.
3. Моделирование на основе готового ранжированного списка на интерактивном листе в Google - рисунках (например, при определении плана работы или построении алгоритма).
Рассмотрим еще несколько примеров. Создадим условия, позволяющие, осознать собственное знание/незнание и динамику процессе обучения (что, главным образом, и переводит учащихся в позицию обучающихся). Предложим детям лист оценивания, в котором будут сформулированы вопросы на понимание еще не изученного материала (1), и вернемся к этому же листу в конце урока. Конечно, ребенок увидит, что он перешел из области незнания (или неполного знания) в более высокую область. Другое задание предложим детям до опроса домашнего задания (2). Это поможет ребенку вспомнить главное и осознать степень готовности и самостоятельности.
6. Маршрутные листы.
Маршрутный лист четверти. Дает возможность увидеть систему проверочных работ и отследить динамику лочных достижений (более того, ребенку предоставлено право повысить свои достижения и сделать в маршрутном листе соответстующие пометы).
7. "Доска задач" или "карта урока".
Технологически «доска задач» может быть выполнена в виде слайда для демонстрации на интерактивной доске. Рабочее пространство слайда поделено на три зоны (Сделать. Делаем. Сделано). Левая полоса («Сделать») предназначена для задач, которые предстоит решить на уроке. Первоначально в этой зоне фиксируется весь объем работ, который необходимо выполнить. Вторая полоса («Делаем») предназначена для фиксации задач, над решением которых идет работа. Как только задача будет решена, она перемещается в правую зону («Сделано»). Таким образом, задачи постепенно передвигаются из левой полосы в правую полосу, а обучающиеся могут реально видеть (и оценить его!) темп своего продвижения. Оценка, конечно, носит достаточно субъективный характер, но сама процедура оценивания должна выступать мотивом к самосовершенствованию через организацию деятельности.
10. Отчеты, проверочные листы, самодиагностика, SWOT- анализ...
Мы провели краткий анализ новых возможностей, открывающихся перед учителем при использовании инструментов формирующего оценивная. Рассмотренные примеры показывают способы формирования навыков осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Сегодня учитель в таких инструментах оценивания нуждается больше всего. Именно способность обучающихся к рефлексии, как правило, обеспечивает и успешность, и результативность их деятельности. Эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, получать и оценивать полученный социальный опыт, его значимость для саморазвития и самоопределения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий