суббота, 16 апреля 2016 г.

Итоги модуля 1“В чём отличие традиционного урока математики от урока по ФГОС НОО”

Итоги модуля 1. “В чём отличие традиционного урока математики от урока по ФГОС НОО”
Уважаемые коллеги!
Активно началась работа на мастер-классе «Современный урок  в логике и терминологии ФГОС НОО».
Зарегистрировались 21 участник. Большинство участники  выполнили первое задание в срок.  К сожалению, коллеги, которые не выполнили условие МК (выдерживать сроки  прохождения модулей) исключены из списка  слушателей курса. 

На сегодня нас пятнадцать. Омская область, Рязанская область, Курская область,  Санкт - Петербург, Москва, Оренбургская область,  Мурманская область - вот круг наших слушателей.

Уроки будут разрабатываться по разным предметам и для разных классов.


Некоторые участники сделали  первые шаги в изучении вопросов сразу, как  только были выложены задания первого модуля, не дожидаясь последнего дня. Спасибо Дятловой Г.А.,  первой качественно выполнившей все задания. Спасибо Свиридовой Г.А,, активно помогавшей тем участникам, которые испытывали затруднения в выполнении задания первого этапа.
На этапе подготовки к мастер-классу его участникам предлагалось еще раз детально познакомиться с текстом ФГОС НОО. Нами был сделан первый шаг. Мы составили коллективную сравнительную таблицу «Сравниваем традиционный урок математики и урок по ФГОС».  Мы должны были выяснить наши индивидуальные затруднения, уточнить наши представления о том, каковы особенности урока  математики по ФГОС.  Уже к третьему дню задание выполнили примерно половина участников. На сегодня с заданием  справились 90 % зарегистрированных  участников.
Все участники сходятся в том, что, действительно, урок по ФГОС по нескольким параметрам отличается от  традиционного урока.  Большинство участников попробовали выполнить дополнительное задание (надпредметный результат :)) и составило облако слов. Пока еще есть проблемы с предоставлением доступа к облаку слов.  На этой неделе напишу инструкцию по предоставлению доступа к Google -документам.
 Для обработки данных я  тоже применила  облачный сервис  Tagxedo.  Все ваши ответы из первой части таблицы загрузила в сервис и….

Итак, это традиционный урок.  Вы видите , чаще всего повторяются слова “учитель” , “знания”,  а в центре стоит “урок”. Хорошая иллюстрация! Действительно, на традиционном уроке учитель  - носитель знания, руководитель,  задача которого - дать знания.
А теперь задание самым внимательным. Попробуйте на визуализации традиционного урока найти ученика. Не так просто. Вот он спрятался внизу  под словами Навыки, Знания и Контроль!
Теперь загружаем в сервис ваши представления об уроке по ФГОС. И, как говорится, почувствуйте разницу!
Мы видим, что учитель и учащиеся  (по ФГОС, обучающиеся) расположились в центре. Они  примерно на равных позициях, но, как и положено, учитель, создает условия для   более яркого проявления ученика. В центре мы видим и слово “деятельность”.  А еще “затруднения”, “проанализируйте”, “исследуйте”, “выберите”,“сравните”, “создайте”, “использование”. Визуализации  ваших представлений свидетельствуют о том, что вы хорошо понимаете, какие вызовы ставит перед учителем  ФГОС НОО. Это очень хорошо. 
Однако в облаке слов практически не видны такие важные  компоненты как результаты, достижения, оценивание, рефлексия… Ну что же.  Мы с вами с самого начала были готовы к тому, чтобы определить свои затруднения в понимании особенностей урока и правильно выстроить  шаги к достижению запланированного нами результата: созданию урока  с новой логике и терминологии!

Кратко обозначу некоторые типичные ошибки участников мастер-класса.

Первое затруднение. Ряд учителей считает, что отличительными признаками урока по ФГОС является групповая работа, работа в парах, применение средств ИКТ на уроке, рефлексия. 

Но ведь все это было и раньше!  

Разве мы  раньше не пытались (правда, не всегда успешно) применять групповую работу (правда, обычно на открытом уроке, и тогда групповая работа чаще всего превращалась, вспомним ослика ИА,  “в жалкое зрелище”...).  

Разве мы не учили детей поднимать руки, сигнализируя нам о том, что  они работали в парах. Было? Конечно.  

Разве мы не “шаманили” у компьютера  и очень гордились при показе скачанной или (вершина нашего мастерства!) самостоятельно сделанной презентацией Power Point  с  анимацией, звуками, картинками. 

Разве мы не осваивали разные формы рефлексии (сажали цветы, клеили снежинки, украшали звездочками…).  

Почему же это не были уроки по ФГОС?  Почему многие учителя при переходе на новый стандарт  считают, что ничего не изменилось, кроме слов, которыми теперь все называют?

Коллеги!  ФГОС - это не набор новых слов.  Неслучайно ФГОС ориентирует нас на системно-деятельностных метод в обучении.  

Выделим и рассмотрим  понятие СИСТЕМА.
Система - это не отдельные элементы (собранные вместе разрозненные элементы представляют собой лишь ХАОС).  
Система - это совокупность элементов, каждый из которых, становясь частью системы, приобретает новые, ранее не присущие ему свойства.

Давайте рассмотрим на нескольких примерах.

Пример первый. Что такое  сердце? Это фиброзно-мышечный полый орган. Но если сердце рассматривать как часть сердечно-сосудистой системы, то это главный злемент системы, обеспечивающий кровоток. А если рассмотреть сердце как часть системы “человек”, то сердце  предстает перед нами и в качестве “духовного центра”.

Пример второй. Подшипник. Два кольца с шариками. Мальчишки очень любят играть с подшипниками.  Стоит подшипнику стать частью механизма а не игрушкой в руках озорника, как он обретает новые свойства: фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение ..., воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции. (По мат. Википедии).

Пример третий. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. В современных разработках проблема рефлексии рассматривается по крайней мере в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации.   Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. Думаю, вам теперь понятно, что на уроке по ФГОС  рефлексия должна стать обязательным элементом системы.  Ученик не только делает, но и знает, как  он это делает.

Второе затруднение.  Урок становится иной системой взаимоотношений учителя и ученика, ученика и другого ученика,  ученика  с самим собой (подробнее рассмотрим при изучении второго модуля).  

Третье затруднение. Урок по ФГОС  дает нам возможность освоить новые типы урока: урок “открытия нового знания”, урок тренинга и рефлексии, урок общеметодологической направленности и урок развивающего контроля.

Четвертое затруднение.  Урок по ФГОС начинается не с организационного  момента, а с самоопределения учеников и мотивации их к деятельности. Далее на уроке  по ФГОС учитель создает условия для актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии,  выявления места и причины затруднения,  построения проекта выхода из затруднения,  реализации построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, включения в систему знаний и повторения, рефлексии учебной деятельности.

Пятое затруднение. При определении темы урока некоторые участники забывают обратиться к образовательной программе по предмету и указывают тему  из учебника, например “Тяжелее или легче” вместо  “Сравнение предметов по некоторым признакам без называния их: тяжелее и легче”.

Шестое затруднение.  Формулирование цели урока в терминологии ФГОС НОО. Значительная часть участников мастер-класса испытывала затруднения  при  выполнении этого задания (смещение целей урока с результатами или с описанием  основной идеи урока, неумение выделить цель урока,  постановка триединой цели урока,  постановка цели и ряда задач).  Отрадно, что по завершении шага 2 практически все участники поставили цель  правильно.

Итак, уточним еще раз. В примерной основной образовательной программе начального общего образования сформулированы три группы образовательных целей.
Первая группа. Цели-ориентиры. Данная группа определяет ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения учебной программы: «Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач».
Вторая группа. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Группа включает систему таких знаний и учебных действий, которые принципиально необходимы для успешного обучения в начальной и основной школе, и может быть освоена подавляющим большинством детей (при наличии специальной целенаправленной работы учителя).
Третья  группа. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих пропедевтикой для дальнейшего изучения данного предмета.
Коллеги! Проанализируйте, пожалуйста, цель, которую вы поставили. К какой группе целей, по-вашему , она относится?.

Седьмое затруднение.  Так как часть зарегистрированных участников не приступили к выполнению  заданий первого модуля, это затруднило процедуру взаимооценивания.  Однако, многие участники помогали тем, кто уже выполнил задание, даже обращались друг к другу с просьбой посмотреть их материал: “ Мне понравилось как вы проанализировали работу коллеги. Не могли бы вы посмотреть и мою работу?” . Это очень важно - уметь оказывать помощь и уметь обратиться за помощью.  Не умея это делать, нам будет трудно учить этому детей.

Теперь предлагаю вам ответить на несколько вопросов  текста к первому модулю.

Ну вот. Первые шаги пройдены.  Мы в восьми шагах от результата.

До встречи во втором модуле! Удачи!

1 комментарий:

  1. Спасибо, Елена Станиславовна, за итоги, за МК! Действительно очень трудно понять, где проходит та грань, которая отличает урок традиционный от урока по ФГОС.Даже и сейчас, ответив на вопросы теста, я не уверена, что всё ответила правильно.Поняла одно, что надо используя учебники и методические пособия к урокам,ещё и заглядывать почаще в программу и соотносить все упражнения с разделом "Формирование УУД".Да, это пока трудно, это требует время, но потом я думаю, что учителю не придётся жаловаться на автора учебника. или методичку, что уж очень сложная программа...Ведь всё в руках учителя.

    ОтветитьУдалить