Коллеги! В нашей практике иногда нужно провести дистанционную встречу с учениками или с родителями. Для этого можно провести вебинар.
Как это сделать просто и бесплатно - читайте здесь.
вторник, 26 апреля 2016 г.
воскресенье, 24 апреля 2016 г.
Итоги второго модуля. Продолжение
Уважаемые участники мастер-класса! .
На ошибках учатся :)) Поэтому проанализируем некоторые ошибки и проведем работу над ними (начало анализа см. здесь).
1. Если вы выполнили задание, то нужно:
а) закрасить соответствующую ячейку в коллективной таблице. Это послужит сигналом мне и помогающему участнику;
б) выполнить взаимооценивание.
Если в течение двух дней не будет завершена эта работа во втором модуле, то я удалю доступ к общей таблице следующим участникам.
Не написан комментарий во взаимооценивании
Светлана Валентиновна
Светлана Анатольевна
Виктория Павловна
Анна Владимировна
Мария Ивановна
Уважаемые Ольга Николаевна, Надежда Евгеньевна, Галина Анатольевна! Не забывайте закрашивать ячейку о выполнении модуля.
2) Как только вы что-то пишите в коллективной таблице, мне приходит письмо о том, кто и что изменял. Я получаю от 40 до 60 писем в день только от участников МК! Коллеги! Прошу вас делать в таблице только то, что относится к изучаемому модулю. Не нужно вносить корректировки в тему и цели урока в этом документе, т.е. в задания первого и второго модуля :))). Всё делаем ТОЛЬКО в шаблоне урока. В коллективной таблице отмечаем ход выполнения заданий. Выполнили - отметили. :))
3) Итоги теста в первому модулю.
Практически все участники выполнили задания теста блестяще! Спасибо вам, коллеги, за внимательное изучение первого модуля.
Рассмотрим три ошибки, которые пока допускают некоторые участники.
Позвольте небольшой комментарий.
1. Уважаемые Анна Валерьевна, Анна Владимировна и Мария Ивановна! По новому стандарту учитель должен создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся на уроке, поэтому начало урока приобретает новый смысл - он должен мотивировать детей на учебную деятельность. Вот почему мы говорим о том, что простой организационный момент теперь не может выполнить эту задачу.
2. Такие же новые грани приобретает урок открытия нового знания в отличие от урока изучения нового материала., урок тренинга и рефлексии по сравнению с уроком обобщения и систематизации. Новая терминология открывает более глубокий смысл деятельности учителя и ученика на уроке. Более подробно см. здесь
3. Уважаемые Мария Ивановна и Валентина Геннадьевна! При планировании мы должны ориентироваться на примерную образовательную программу по предмету. Вот почему формулировка должна опираться на основополагающий документ, а не на тему в учебнике. А ФГОС и программа должны быть изучены очень внимательно.
На ошибках учатся :)) Поэтому проанализируем некоторые ошибки и проведем работу над ними (начало анализа см. здесь).
1. Если вы выполнили задание, то нужно:
а) закрасить соответствующую ячейку в коллективной таблице. Это послужит сигналом мне и помогающему участнику;
б) выполнить взаимооценивание.
Если в течение двух дней не будет завершена эта работа во втором модуле, то я удалю доступ к общей таблице следующим участникам.
Не написан комментарий во взаимооценивании
Светлана Валентиновна
Светлана Анатольевна
Виктория Павловна
Анна Владимировна
Мария Ивановна
Уважаемые Ольга Николаевна, Надежда Евгеньевна, Галина Анатольевна! Не забывайте закрашивать ячейку о выполнении модуля.
2) Как только вы что-то пишите в коллективной таблице, мне приходит письмо о том, кто и что изменял. Я получаю от 40 до 60 писем в день только от участников МК! Коллеги! Прошу вас делать в таблице только то, что относится к изучаемому модулю. Не нужно вносить корректировки в тему и цели урока в этом документе, т.е. в задания первого и второго модуля :))). Всё делаем ТОЛЬКО в шаблоне урока. В коллективной таблице отмечаем ход выполнения заданий. Выполнили - отметили. :))
3) Итоги теста в первому модулю.
Практически все участники выполнили задания теста блестяще! Спасибо вам, коллеги, за внимательное изучение первого модуля.
Рассмотрим три ошибки, которые пока допускают некоторые участники.
Позвольте небольшой комментарий.
1. Уважаемые Анна Валерьевна, Анна Владимировна и Мария Ивановна! По новому стандарту учитель должен создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся на уроке, поэтому начало урока приобретает новый смысл - он должен мотивировать детей на учебную деятельность. Вот почему мы говорим о том, что простой организационный момент теперь не может выполнить эту задачу.
2. Такие же новые грани приобретает урок открытия нового знания в отличие от урока изучения нового материала., урок тренинга и рефлексии по сравнению с уроком обобщения и систематизации. Новая терминология открывает более глубокий смысл деятельности учителя и ученика на уроке. Более подробно см. здесь
3. Уважаемые Мария Ивановна и Валентина Геннадьевна! При планировании мы должны ориентироваться на примерную образовательную программу по предмету. Вот почему формулировка должна опираться на основополагающий документ, а не на тему в учебнике. А ФГОС и программа должны быть изучены очень внимательно.
пятница, 22 апреля 2016 г.
Шаг 6. Разрабатываем материалы для оценивания достигнутых результатов на уроке
Шаг 6. Разрабатываем материалы для оценивания достигнутых результатов на уроке
Инструкция.
1. Разработайте интерактивные задания для вашего урока в модели 1 ученик: 1 компьютер (в презентации, в сервисах Web 2: 0, в Google - документах...)
2. Разработайте несколько листов оценивания и других материалов для обучающихся по теме вашего урока.
3. Разместите образцы листов оценивания, опросников, тестов, интерактивных ИКТ-материалов, других материалов, которые помогут вам определить, получен ли запланированный результат (в виде ссылок).
4. Проанализируйте работу одного из участников мастер-класса в соответствии с критериями взаимооценивания.
5. Закрасьте ячейку в таблице взаимооценивания зеленым цветом.
Шаг 5. Ищем ответ на вопрос "Что такое оценивание?"
Коллеги! Тема урока определа, цель поставлена, результаты запланированы. Теперь нам нужно подумать, а как мы проверим (узнаем, поймем), что получили тот или иной результат, что цель наша достигнута?
Сегодняшний урок посвящен оцениванию. Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации является одним из основных образовательных результатов на ступени начального общего образования. Но как научиться правильно применять оценивание на уроке в начальной школе? Как вовлечь обучающихся в процедуру оценивания? Чем мотивировать оценивание? Как сделать его объективным и прозрачным? Вопросы, вопросы...
Если спросить учительскую аудиторию, что такое оценивание, то после довольно долгого раздумья педагоги начинают высказывать предположения, порой очень далекие от истинного смысла понятия. Так, учителя зачастую путают оценку и оценивание, не понимают, что такое оценивание, считают, что это главным образом контроль со стороны учителя знаний ученика. Учителя довольно предсказуемы и при составлении перечня форм оценивания: контрольные, проверочные, тематические, самостоятельные, комплесные, итоговые работы, тесты. Методика применения этих форм тоже довольна типична: включи типовые задания, строго предупреди, чтобы ученики не списывали; можно хорошенько напугать (берегитесь, скоро контрольная!)... Надеюсь, что участники мастер-класса имеют в своем профессиональном багаже гораздо больше форм ответа на вопрос "Получили ли мы запланированный результат?"
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений обучающихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериям, соответствующим целям, содержанию, планируемым результатам образования. Суть критериального оценивания заключается в формировании готовности и способности обучающихся осуществлять самостоятельную учебную деятельность, оценивать собственные возможности и учебные достижения, осуществлять взаимооценивание.
Но сегодня мы должны оценивать у школьников не только предметные результаты (это все в той или иной степени умеют), но и метапредметные: способность самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, работать в сотрудничестве... (СМ. раздел ФГОС НОО "Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования"). Возникает противоречие, которое мы попробуем разрешить. Это потребует от нас не только изменения отношения к процедуре и смыслу оценивания, не только изменения позиции, роли учителя в оценивании, но и расширения арсенала педагогических средств оценивания. Более того, мы должны научиться оценивать не только конечный результат , но и способы деятельности! Так, например, чтобы оценить регулятивные умения обучающихся, мы должны предоставить ему определенную степень свободы в выборе образовательной траектории, способов деятельности и формы конечного продукта... Чтобы оценить коммуникативные результаты, мы должны создать ученику условия работы в команде... А как оценить приращение результата? В этом нам поможет формирующее оценивание.
Формирующее оценивание - это оценивание, которое проводится до и начала и во время обучения. Такой вид оценивания используется для того, чтобы оценивать потребности учеников, стимулировать самостоятельность и сотрудничество, отслеживать прогресс, проверять и демонстрировать понимание.
(Побробнее см. материалы для самостоятельного изучения.
3.См. документ по ссылке . Глава 6, часть 3).
Итак, рассмотрим цели, методы и инструменты формирующего оценивания.
Цели формирующего оценивания.
- Оценивание потребностей учеников.
- Поощрение сотрудничества и самостоятельности.
- Мониторинг прогресса.
- Проверка понимания и поощрение метапознания.
- Демонстрация понимания.
- Другие.
Методы оценивания
- Обсуждение, дискуссия, учебный диалог.
- "Дневник" изучения темы.
- Продукты учебной деятельности
- Взаимооценивание.
- Самооценивание.
- Портфолио.
- Другие.
Инструменты оценивания
- Графические органайзеры.
- Ментальные карты.
- Ленты времени.
- Другие.
Перечислим несколько наиболее важных для нашего мастер-класса методик.
1. Графический планировщик (таблица "Знаю - Интересуюсь - Уже умею/Узнал"). В начале изучения новой темы обучающиеся совместно с педагогом заполняют первые два столбца (Знаю – Интересуюсь) графического планировщика З-И-У. Его удобно подготовить в форме открытого для совместного редактирования обучающимися Google-документа). Для учителя – это своеобразный процесс познания своих воспитанников, для обучающихся – самопознания. Затем результаты обобщаются. Вывод должен мотивировать обучающихся к активной познавательной и продуктивной деятельности. Заполнение таблицы можно проводить в команде, коллективно обсуждая образовательные результаты, которые обучающиеся хотят получить в ходе проекта (столбец «Интересуюсь»), одновременно ранжируя потребности (формируя список приоритетов). В этом случае мы переходим к комплексной (интегрированной) оценке потребностей обучающихся, сочетающей мозговой штурм, визуальное ранжирование, аналитическую и прогностическую деятельность.
2. Интерактивное обсуждение проблемного поля (конкретной темы) с использованием технологических возможностей среды SMART Notebook или презентации Power Point с встроенным макросом.
3. Моделирование на основе готового ранжированного списка на интерактивном листе в Google - рисунках (например, при определении плана работы или построении алгоритма).
Рассмотрим еще несколько примеров. Создадим условия, позволяющие, осознать собственное знание/незнание и динамику процессе обучения (что, главным образом, и переводит учащихся в позицию обучающихся). Предложим детям лист оценивания, в котором будут сформулированы вопросы на понимание еще не изученного материала (1), и вернемся к этому же листу в конце урока. Конечно, ребенок увидит, что он перешел из области незнания (или неполного знания) в более высокую область. Другое задание предложим детям до опроса домашнего задания (2). Это поможет ребенку вспомнить главное и осознать степень готовности и самостоятельности.
6. Маршрутные листы.
Маршрутный лист четверти. Дает возможность увидеть систему проверочных работ и отследить динамику лочных достижений (более того, ребенку предоставлено право повысить свои достижения и сделать в маршрутном листе соответстующие пометы).
7. "Доска задач" или "карта урока".
Технологически «доска задач» может быть выполнена в виде слайда для демонстрации на интерактивной доске. Рабочее пространство слайда поделено на три зоны (Сделать. Делаем. Сделано). Левая полоса («Сделать») предназначена для задач, которые предстоит решить на уроке. Первоначально в этой зоне фиксируется весь объем работ, который необходимо выполнить. Вторая полоса («Делаем») предназначена для фиксации задач, над решением которых идет работа. Как только задача будет решена, она перемещается в правую зону («Сделано»). Таким образом, задачи постепенно передвигаются из левой полосы в правую полосу, а обучающиеся могут реально видеть (и оценить его!) темп своего продвижения. Оценка, конечно, носит достаточно субъективный характер, но сама процедура оценивания должна выступать мотивом к самосовершенствованию через организацию деятельности.
10. Отчеты, проверочные листы, самодиагностика, SWOT- анализ...
Мы провели краткий анализ новых возможностей, открывающихся перед учителем при использовании инструментов формирующего оценивная. Рассмотренные примеры показывают способы формирования навыков осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Сегодня учитель в таких инструментах оценивания нуждается больше всего. Именно способность обучающихся к рефлексии, как правило, обеспечивает и успешность, и результативность их деятельности. Эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, получать и оценивать полученный социальный опыт, его значимость для саморазвития и самоопределения.
Как мы поймем/узнаем, что получили запланированный результат.
Тема. Как мы поймем/узнаем, что получили запланированный результат.
Цель модуля. Создание условия для информационно-аналитической, прогностической и продуктивной творческой деятельности слушателей курса при создании кейса оценивания для урока.
Ожидаемые результаты.
1. Участник уточнит и расширит представления об основных требованиях ФГОС к оцениванию в начальной школе.
2. Участник курса сможет различить понятия "оценивание" и "оценка".
3. Участник научится объяснять, что такое "формирующее оценивание", "критериальное оценивание".
4. Участник сможет назвать несколько видов заданий для оценивания на уроке достигнутых обучающимися результатов.
5. Участник создаст кейс с оценивающими материалами для разрабатываемого урока (с том числе, в одном или нескольких сервисах Web 2:0, в программе Power Point, в Google-документах и др.).
6. Участник научится оценивать работу коллеги по предложенным критериям.
Сроки прохождения модуля 3.
Начало работы 23 апреля
Подведение итогов 7 мая.
ВАЖНО! Начиная с третьего модуля ведущий мастер-класса комментирует работу слушателей курса только после выполнения шагов 5-6 и взаимооценивания.
Вопросы задавайте в документе “Вопросы слушателей”.
Удачного прохождения модуля!
Цель модуля. Создание условия для информационно-аналитической, прогностической и продуктивной творческой деятельности слушателей курса при создании кейса оценивания для урока.
Ожидаемые результаты.
1. Участник уточнит и расширит представления об основных требованиях ФГОС к оцениванию в начальной школе.
2. Участник курса сможет различить понятия "оценивание" и "оценка".
3. Участник научится объяснять, что такое "формирующее оценивание", "критериальное оценивание".
4. Участник сможет назвать несколько видов заданий для оценивания на уроке достигнутых обучающимися результатов.
5. Участник создаст кейс с оценивающими материалами для разрабатываемого урока (с том числе, в одном или нескольких сервисах Web 2:0, в программе Power Point, в Google-документах и др.).
6. Участник научится оценивать работу коллеги по предложенным критериям.
Сроки прохождения модуля 3.
Начало работы 23 апреля
Подведение итогов 7 мая.
ВАЖНО! Начиная с третьего модуля ведущий мастер-класса комментирует работу слушателей курса только после выполнения шагов 5-6 и взаимооценивания.
Вопросы задавайте в документе “Вопросы слушателей”.
Удачного прохождения модуля!
Подводим итоги второго модуля
Уважаемые участники мастер-класса! Мы покорили вторую вершину "Планируемые результаты обучения". Многие справились с этим заданием отлично!
Вы быстро осваиваете терминологию ФГОС НОО, начинаете на практике понимать отличия традиционного урока от урока по новому образовательному стандарту.
Встретились мы и с трудностями.
1. Некоторые участники поторопились, не выполнив шаг 3, сразу стали выполнять шаг 4. Вот почему несколько участников никак не могли понять, что же такое результаты обучения, а что такое универсальное учебное действие. Если вы испытываете затруднения в этом вопросе, перечитайте еще раз материалы шага 3.
2. В модуле 2 вам был предложен материал для самостоятельного изучения. Однако несколько работ свидетельствуют о том, что участник не познакомился с предложенными документами, не посмотрел видео материалы.
3. Сложность пока испытывают многие во взаимооценивании. А ведь это прекрасная возможность обменяться опытом, подсказать друг другу то, что остальные участники мастер-класса пока не отметили! Где еще вы имеете возможность познакомиться с работой такого количества учителей! Да каких учителей: творческих, грамотных, умеющих правильно организовать свое время, продуктивно работающих!
Коллеги! Наверное, в этом есть и моя вина. Не очень точно спланировала вашу работу. Попробуйте выполнять задание в течение пяти первых дней, а два дня оставляем друг другу на взаимооценивание, А то получается неправильно как-то: то я смотрю, пока вы еще в процессе, то вы комментарий пишите, когда еще работа коллеги не начата :))
В последующих модулях я буду открывать ваш документ только после того, как вы оцените работу коллеги, и ваша работа будет оценена.
4. А как же творчество? Коллеги. Этап целеполагания и продумывания результатов не требует от нас творчества в том смысле, как думают некоторые. Вы все прекрасные учителя с огромным авторским опытом. Этого никто не оспаривает. Но сейчас мы осваиваем новую компетенцию: стоим урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Да, на этом этапе нужно просто скопировать из стандарта и вставить в шаблон урока планируемые результаты. Конечно не все, а тщательно продумать, какой именно результат вы хотели бы получить не в принципе, а именно в соответствии в определенной вами темой и целью урока. Это и просто, и непросто.
Предлагаю вам проверить понимание содержания изученного модуля и пройти тест к модулю 2.
До нашей цели (создание урока в логике и терминологии ФГОС НОО) осталось выполнить всего шесть шагов!
До встречи в третьем модуле!
Небольшое отступление.
На этой неделе многие из нас будут готовиться празднику. Вот почему на изучение материалов третьего модуля я даю вам две недели.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)