пятница, 27 мая 2016 г.

Рефлексия МК

Коллеги! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о Мастер-классе.

воскресенье, 15 мая 2016 г.

Проверь себя. Модуль 5

Итоги четвертого модуля

Коллеги! Выполняя задания четвертого модуля вы поняли, как правильно перевести проблемную ситуацию  в учебную или создать учебную ситуацию, уточнили и расширили представления об основных требованиях ФГОС к созданию учебных ситуаций в начальной школе, научились различить понятия "проблемная ситуация" и "учебная ситуация", можете  привести примеры нескольких  учебных ситуаций и разработать учебную ситуацию для конкретного урока,  намного увереннее стало проходить взаимооценивание работ.
Выполняя задания теста, большинство из участников не допустило ошибок. 
1. Знание о незнании, индивидуальное затруднение - это проблема.
2. Особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают,  - это учебная ситуация.
3. Чтобы спроектировать учебную ситуацию на уроке, учителю нужно спрогнозировать возможные действия детей, определить способы организации деятельности, определить педагогическую задачу на данном этапе урока и отобрать учебный материал.
4. Не всякая учебная ситуация на уроке способствует деятельности обучающихся
5. Учебными ситуациями являются проверка вероятности некоторой информации, решение задач с реальным жизненным контекстом, обработка результатов анкетирования и т.п.


Спасибо вам за внимательное прохождение четвертого модуля!

Выполняя задания этого модуля, вы составили интересные   учебные ситуации. Отмечу несколько  авторских (нестандартных) учебных ситуаций.

Урок окружающего мира в 1 классе  (автор Дятлова Г.А.)
1. Рассматривание  реальных фотографий, поиск на них необходимой информации, анализ истинности и ложности данной информации. Игра ”Природа”
2. Создание кластера на интерактивном листе. 
3. Создание памятки с критериями  выполнения задания.
Памятка (шаблон)

Урок окружающего мира в 1 классе  (автор Комарова О.Н.)
1. Слушание, шупание, нюхание... и составление кластера в помощь детям.  

Урок русского языка в 3 классе (автор  Застрелина С.А.)
1. Классификация  (интерактивный лист).
2. Аналитическая работа с текстами словарной статьи.
3. Флаг Неопределенной формы глагола (кластер).

Урок русского языка в 4 классе (автор Королёва Н.Е. )
1. Составление графика "Спряжение глагола"  на листе  с системой координат.

Урок русского языка в 4 классе (автор   Свиридова Г.А.)
 1. Составление разветвлённого  алгоритма   для  проведения морфологического разбора глагола. 
2.  Проверка работы, выполненной учениками одной из школ. Рекомендации по улучшению работы. 

Урок русского языка в 4 классе (автор Михайлова Н.К.)
1. Создание эталона для проверки правильности выполнения работы. 

Урок литературного чтения в 4 классе (автор Скрипкина Т.В.) 
1. Создание коллажа "Нравственные качества,  хранящиеся в материнском сердце".

 Урок литературного чтения в 4 классе (автор  Минченкова В.П.)
1. Проблемный вопрос: Почему курица чёрная? Учебная ситуация: сопоставление полученной информации с текстом произведения.
2.  Выделение ключевых слов  - глаголов для пересказа. 

Урок окружающего мира  в 3 классе (автор Бардина М.И.)
1. Учебная ситуация - разработка сценария интересного дела в независимом государстве. 

Коллеги! Нам осталось выполнить два шага - и мы у цели. 
 Удачного завершения  курса!



 



 





Шаг 10. Наполняем урок средствами достижения планируемых результатов


Коллеги! Выполняем последний шаг .

Инструкция.
1. Подумайте, какие из средств достижения новых образовательных результатов оптимально помогут вам достичь цели урока.

2. Встройте оптимальные средства достижения планируемых результатов в ваш урок.

3. Закрасьте ячейку в таблице взаимооценивания зеленым цветом.

4. Проанализируйте завершенную работу на соответствие Критериям  оценивания урока.

Критерии оценивания урока 


Не забудьте выполнить задания теста на понимание содержания модуля 5.
Удачного вам завершения мастер-класса!

Шаг 9. Средства достижения планируемых результатов. Составляем кластер (задание по выбору)

Образование — богатство, а применение его — совершенство… 
Арабская пословица

 
Коллеги! Мы  сделали восемь шагов  к нашей цели: научиться создавать уроки в логике и терминологии ФГОС НОО.  Вы уже многое умеете: правильно формулируете тему урока, осознанно ставите цель в соответствии с логикой и терминологией ФГОС НОО, прогнозируете  результаты урока, соотносите их с понятием "измеримость результатов", можете разработать инструменты для оценивания ожидаемых результатов...  Остался очень важный вопрос: какими средствами мы можем достичь планируемых результатов?

Если учителю предложить дополнить  фразу " средства...", то он произнесет слово "обучения". Действительно,  в педагогической науке существует такое понятие "средства обучения".   Однако новые образовательные стандарты  ставят перед нами задачу образования детей (а не обучения). (Напомню, что обучение ориентировано на ЗУНы, а образование на формирование умения  учиться, на саморазвитие).  Вот почему  мы должны  изучить, понять, принять, творчески переработать свое отношение к понятию "средства обучения", наполнить  его новым смыслом и новым содержанием... И мы это обязательно сделаем, так как наша цель -  создать условия, при которых наши ученики смогли бы достичь новых образовательных результатов  (личностных, метапредметных и предметных). Таким образом мы выходим за рамки термина "средства обучения" и входим в новые понятийные области: 1)"современная система средств обучения" и 2) "средства достижения новых образовательных результатов".
Мы будем рассматривать понятие "средства достижения результата" как инновационные технологии, методы и приемы, применяемые учителем в своей деятельности при работе по ФГОС НОО.
А современную систему средств обучения   - как совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих традиционных и инновационных средств обучения, интегрирующую  и функционально обеспечивающую все уровни информационно-образовательной среды и выполнение требований  Федерального государственного образовательного стандарта.

Итак, современные образовательные технологии, направленные на достижения новых образовательных результатов

Каждый из вас, несомненно, имеет в своем педагогическом багаже, кейс любимых приемов  и методов или даже собственную систему средств достижения новых результатов. Попробуем вместе с вами уточнить и расширить представления о том, какие  современные средства  применимы на уроке математики в начальной школе.

Коллеги! Я начинаю список, а вы продолжаете и расширяете его.
Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) , технология оценивания учебных успехов, технология проблемного диалога, кейсовая  и сетевая технология,  технология диалогового взаимодействия, педагогическая мастерская, дистанционное обучение, метод проектов, деятельностный метод, метод моделирования, функциональное чтение,  "1 компьютер : 1ученик", "перевернутый класс",  BYOD, урок вне стен классной комнаты,  блог - урок, урок - квест, дистант - урок...

Задание по выбору. Коллеги! Предлагаю вам расширить уточнить этот список.  Вы можете выбрать одно  из заданий.
1.  Создайте кластер "Средства достижения новых  результатов обучения" в любой удобной для вас форме, в любом сервисе. Ссылку разместите в ячейке таблицы взаимооценивания. Или воспользуйтесь коллективным кластером в Learningapps.

2. Напишите применяемые вами современные образовательные технологии в документе и разместите ссылку в ячейке таблицы взаимооценивания.

Теперь обратимся к краткому обзору средств ИКТ. 
Трудно не согласиться, что ИТК - технологии сегодня стали (или становятся), по образному выражению П. Лукши, "подстилкой любой деятельности".  Вот почему мы пришли к необходимости формирования образовательной среды нового типа. Среды, которая обеспечит комфортные условия  образования и ориентацию на формирование коммуникативной компетенции, творческих качеств личности, критического мышления,  рефлексии,  на реализацию творческого потенциала обучающихся, на изменение сферы мотивации и жизни в открытом информационном пространстве. Это значит, что средства обучения должны стать основой формирования новой информационно-образовательной среды. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса (см. сооветствующие документы).
Наиболее распространенные в настоящее время средства ИКТ, применяемые учителями на уроке математики: облачные технологии, сервисы Web 2.0, интерактивное оборудование, цифровые образовательные ресурсы,  социальные сети, блоги и сайты, Wiki - технологии,  видео - сервисы, специальное ПО (интерактивные доски, документ - камеры, персональные компьютеры, графические планшеты, интерактивные (сенсорные и мультитач) столы, другое оборудование...
При разработке современного урока математики учитель не забудет и о новом раздаточном материале (" Палитра", "Пирамида"). А еще вспомнит, что  в классе можно создать зоны различной деятельности (игровой, отдыха, исследовательской...) Тут же мы вспомним  и нестандартную расстановку школьных парт (зонированная, групповая,  индивидуальная, передвижная, смешанная...)

Коллеги! Вы приблизились к завершающей части нашего мастер-класса.
Вам осталось довести работу до логического  завершения.

После окончания работы над материалом, пожалуйста, внимательно изучите
Общие правила оформления работы для публикации (РИА Новости),9 в том случае, если вы планируетет опубликовать созданный вами ресурс)
Маленькие секреты успешной презентации  (Л.Ю. Плахотник/Ступенькиной)


Удачного завершения работы!

Модуль 5. Какими средствами мы планируем достичь ожидаемых результатов?

Тема. Какими средствами мы планируем достичь ожидаемых  результатов?
Цель модуля. Создание условий для  информационно-аналитической, прогностической и продуктивной творческой деятельности слушателей курса при встраивании средств достижения планируемых результатов  в урок в логике и терминологии ФГОС НОО.

Ожидаемые результаты.
1. Участник уточнит и расширит представления о средствах  достижения планируемых результатов  младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
2.  Участник научится объяснять, что такое "средства достижения планируемых результатов".
3. Участник  научится встраивать средства достижения планируемых результатов  в урок.
4. Участник проверит соответствие работы требованиям оформления  текст урока и мультимедийного сопровождения.
5. Участник сможет оценить работу коллеги по предложенным критериям.

Сроки прохождения модуля.
Начало 15 мая
Подведение итогов 27 мая.


Удачного завершения курса!

вторник, 10 мая 2016 г.